Железная дорога — история

История железной дороги и железнодорожного транспорта всех стран

Детские железные дороги СССР

djd_06wДетские железные дороги – как правило, несколько километров узкоколейки, проходящей в парковой зоне города. На ДЖД почти всем руководят подростки, начиная от проверки билетов и заканчивая управлением поезда. Такие проекты широко поощрялись при СССР для профориентации и воспитании молодежи, так как работа на дороге – это всегда работа в коллективе. Сейчас по всей России действует 26 таких дорог.Многие туристы и горожане воспринимают ДЖД просто как парковый аттракцион или развлечение. Но ведь детские железные дороги очень интересны с технической точки зрения. Рассмотрим лишь несколько самых интересных дорог.

 

Красноярск

Как известно, на ДЖД не используется стандартная широкая колея 1520 мм, обычно длина колеи составляет всего 750 мм. Но Красноярская дорога особая – ширина колеи на ней более 20 лет после открытия была всего 350 мм. Позже в 60-х годах колея была перешита на более широкую – 508 мм, но даже после этого Красноярская ДЖД остается самой узкой дорогой России

Еще одна гордость дороги – веерное депо и поворотные круги на конечных станциях, аналогов нет нигде на детских дорогах России. Красноярская дорога вообще радует уникальностью и неповторимостью, так на обоих локомотивах вместо дизельных генераторов стоят обычные двигатели от «Москвича». Сейчас активно обсуждается строительство новой узкоколейки на о. Татышев, но пока дорога только проектируется.

 

Запорожье

Запорожская детская дорога уникальна сразу по нескольким причинам. Во-первых, это единственная в СНГ дорога, работающая круглогодично, а во-вторых, это одна из самых длинных дорог (9,4 км) замкнутых в кольцо вокруг местного зоопарка. Железная дорога в Запорожье частично проходит по тоннелю, над которым построена автодорога. В этом же восьмидесятиметровом тоннеле отстаиваются на ночь поезда.

 

Казань

 Казанская ДЖД, в общем то, ничем не отличается с технической точки зрения от других подобных дорог. Но эта дорога – самая молодая дорога России и самая современная. На новой дороге для нужд юных железнодорожников на базе депо организовали небольшую ремонтную базу и даже построили общежитие для приезжающих на летнюю практику из области или других регионов. Несмотря на то, что на дороге есть вся необходимая инфраструктура для обучения детей, пассажиров обслуживают новые, но морально устаревшие тепловозы ТУ7А. Такие тепловозы постройки времен 80х часто можно встретить на многих детских дорогах.